рецензия

В Харькове вся надежда на актеров

Восьмой фестиваль негосударственных театров «Курбалесия», проходивший на базе Дома Актера, завершился. По факту имеющий статус международного феста, он традиционно собирает специалистов и коллективы участников со всей Украины и России. На этот раз во внеконкурсной програмне были выставлены работы киевских театров «Вільна сцена», Центра современного искусства «Дах» и «Театральної майстерні Андрія Білоуса «Абетка», ну а все лауреатства разошлись среди харьковчан. В этом году впервые программу «Курбалесии» расширили открытые рецензии на спектакли, которые делали приехавшие к нам студенты профильных театральних вузов СПбГАТИ (бывший ЛГИТМиК) и РАТИ (в прошлом – ГИТИС). Они и составили альтернативное жюри Восьмой «Курбалесии».

Член официального жюри театровед и кандидат искусствоведения Яна Партола об итогах фестиваля сказала так: «Мы сознательно ушли от номинаций в духе «лучшая мужская роль», «лучшая женская роль», «лучшая режиссура». Спектакли-конкурсанты были по-своему интересны, но неравнозначны. Поэтому, отталкиваясь от предложенного нам выбора, мы остановились на единой номинации для всех поощренных конкурсантов. Жюри сформулировало ее как лауреатство «За перетворення ремесла в мистецтво, а мистецтва на священнодіяння». Здесь особенно знаковым является любимый термин «перетворення» Леся Курбаса (к духу творчества которого отсылает нас концепция фестиваля). «Перетворення» не переводится буквально с украинского языка, оно предполагает создание образного, эстетического эквивалента – жизненным явлениям. Награждены были актеры: Настя Онокой за главную роль в пластически-поэтическом спектакле «Желтым»; Игорь Ключник за роль Игоря Игоревича в спектакле «Небо в алмазах» ТЦ «Апарте»; Игорь Михальченко («Театр для людей») за роль Хомы Брута в спектакле «Ведьма» и актер Театра «P.S.» Сергей Москаленко (спектакль «Сойчине крило»)».

Петербуржцы и москвичи (альтернативное жюри) выделили среди харьковчан в номинации «лучший спектакль» – «Желтым», а в качестве лучшего актера фестиваля – Игоря Мирошниченко за роль дьячка Савелия в спектакле «Чехов по-французски» («Театр французской комедии дель Пьеро»).

Некоторые из лауреатов «Курбалесии» поделились ощущениями победителей, секретами профессионального успеха и размышлениями о перспективах этого фестиваля в нашем городе:

Игоря Мирошниченко кто-то знает благодаря сериалу «Милицейская академия» или по «Большой разнице», любители театральных капустников – по выступлениям в Доме Актера и на родной для него сцене академического театра кукол, а театралы – благодаря его ролям в «Декамероне», «Мастере и Маргарите», «Тени». В рамках «Курбалесии», играя роль в объединившем три чеховские новеллы спектакле П. Никитина и А. Оцупок, Игорь Мирошниченко особенно выделялся глубиной психологического проживання.

Ю.К.: Игорь, для всех, кто следит за творчеством харьковских «кукольников», давно не секрет что вы – универсальные артисты, снимающие и сами играющие в кино и клипах, выступающие как музыканты, успешно играющие в драме. Мне кажется, что нынешняя твоя награда – предмет особой гордости. В глазах молодых, но компетентных судий из-за рубежа ты, кукольник, обошел артистов драматического театра. Какие ощущения?

Игорь Мирошниченко: Эта награда для меня – совершенная неожиданность. Сразу после спектакля в рамках «Курбалесии», я с ним же уехал на Второй Международный фестиваль русских театров «Молдфест. Рампа. ru» в Кишинев. По возвращении же, вечером того дня, когда в Кино-палаце была премьера фильма «Ось» Бориса Шустермана, я принимаю поздравления по телефону от секретаря Союза театральних деятелей Елены Лыбо – слушаю, благодарю, но совершенно не понимаю, почему Лена говорит о каком-то дипломе лауреата. Я-то ждал поздравления с премьерой фильма, где сыграл главную роль! И вот тут-то и выяснилось, что, пока мы были в Молдавии, а потом в Харькове «обмывали» фильм, без меня меня титуловали. Какие же еще могут быть ощущения, кроме большой радости! Я пошутил, что теперь каждый год 26 ноября буду отмечать как праздник – надо же, мало того, что оба фестиваля, загранпоездка и кинопремьера сошлись, так еще и награда «лучшая роль фестиваля» в придачу!

В спектакле «Сойчине крило» по повести И. Франка в постановке заслуженого деятеля искусств Украины Степана Пасичника замечательно разноплановый актер Сергей Москаленко играет сразу восемь ролей: камердинера Ивася, поляка Генриса, священника, уголовника Сигизмунда, инженера-картежника Володи, сибирского купца Никанора Ферапонтовича, бандита Сашки и капитана-матерщинника. Бенефисное разнообразие С. Москаленко просто-таки сразило членов жюри!

Ю.К.: Сергей, среди этих восьми героев для вас есть «любимчик»? А «крепкий орешек»?

Сергей Москаленко: Ключ к сценическому воплощению прозы И. Франко мы со Степаном Пасичником искали больше года. Сразу было ясно, что все восемь ролей сыграю я, но варианты их воплощения были самые разные. Поймите, важно было, чтобы вышла не мелодрама и не бытовой украинский театр.

Ю.К.: Вам удалось найти свой стиль, очень парадоксально смешав ужасы «гиньйоля», напряжение психологической драмы и хорошую импровизационную комедийность.

Сергей Москаленко: И все же, даже сейчас, спустя год после премьеры, не знаю, как играть слабодухого предателя Володю. Честно скажу, прихожу домой после спектакля, закуриваю и вдруг понимаю: «не то сегодня сыграл, в следующий раз попробую вот эдак!». И так каждый раз. Хочется, чтоб подлец Володя не просто предсказуемо для зрителей предавал Марию, а чтоб публику било под дых, когда пьяные слезы юродивого превращаются в слезы совести мученника.

Ю.К.: Вы ожидали, что станете лауреатом фестиваля?

Сергей Москаленко: Не подумайте что кокетничаю – я вообще не знал, что играю этот спектакль в рамках фестиваля. Да это и хорошо. Я не лез из кожи, стараясь понравиться жюри, был естественен. Конечно, я счастлив награде, но, как человек и актер очень самокритичный, не обольщаюсь мнением жюри. Вряд ли даже самые компетентные судьи способны сказать мне о моей игре больше, чем я знаю о себе сам.

Игорь Ключник, только что удостоенный лауреатства второй степени на Четвертом конкурсе профессиональных чтецов им. Р. Черкашина, тут же обогатил свою и без того внушительную коллекцию дипломов, лауреатством «Курбалесии».

Ю.К.: Игорь, кого больше в роли, за которую тебя наградили, – собирательного чеховского героя или тебя самого? Ты ведь отдал герою даже свое имя-отчество? Как ты сам понимаешь, чем зацепил жюри?

Игорь Ключник: Хочу отметить прекрасное начинание нынешней «Курбалесии» – открытые рецензии приезжих театральних критиков. Очень интересно было слушать в их оценке о «плюсах» и «минусах» нашего и других спектаклей. Как я понял, критикам понравилось в моем исполнении, что я всегда играл партнера, а не перетягивал фигуральное одеяло на себя. Конечно, не в последнюю очередь, им приглянулась пародия на балетную пару (сцена в театре)! Одним словом, в моем лице поощрили комплекс – корректную, ансамблевую драматическую игру и пластику. Что до имени-отчества… «Небо в алмазах» – необычный спектакль, мы делали его не по Станиславскому, а по Демидову. Инсценировка писалась с расчетом, что каждый из актеров, создавая образ, оттолкнется от себя. Хотя фабула и сквозные мотивы в пьесе – чеховские. То есть мы, сегодняшние, в чеховских обстоятельствах. Думаю, в этом секрет интереса к спектаклю.

Ю.К.: Как ты считаешь, насколько нужен фестиваль «Курбалесия» для современного театрального процесса?

Игорь Ключник: В Харькове нет фестиваля государственных театров. Но уже восемь лет есть «Курбалесия». Я думаю, это сигнал. Сегодня именно негосударственные коллективы пробуют, экспериментируют, гастролируют, выезжают на фестивали, одним словом, они прогрессивны. «Курбалесия» собирает нас вместе, дает возможность видеть и анализировать. Лично для меня культурным шоком в этот раз стал театр «Дах». Очень интересно! Главной проблемой остается финансирование. Его недостаток на Восьмом фестивале привел к тому, что зарубежных театров мы не увидели. Тенденция этого фестиваля, как мне кажется – быть площадкой для утверждения молодых или входящих в новое для себя качество. Потому многие из работ-конкурсантов были поставлены актерами, а не режиссерами. Да и награды в, конце-концов, достались одним актерам.

Коваленко Юлия, театровед.